Express 42

Digital-консалтинг для крупных игроков
Блог помогает резидентам Рабочей Станции знакомиться. Просто так подойти к человеку: «Привет! А чем ты занимаешься, кстати?» — как-то неловко.
Хотя наверняка среди трудящихся за соседним столом есть те, с кем любопытно было бы пообщаться.
В блоге можно узнать, кто есть кто, присмотрев для себя потенциальных партнеров, или клиентов, или — быть может — друзей.

Что такое «Экспресс 42»?
Иван: Мы консалтинговая компания, которая консультирует разработчиков программного обеспечения. Мы показываем, как сделать процесс разработки так, чтобы бизнес-идеи и изменения максимально быстро доходили до конечного пользователя. Наши клиенты — это банки, телекомы, разработчики.

Поскольку мы были из веб-мира, то решили сразу охватить все процессы — и обучение, и аудит, и консалтинг, и технические решения. Мы решаем комплексные задачи.
— Почему вы делаете именно то, что делаете?
Иван: Лет 8 назад мы разрабатывали первый облачный хостинг в России. Это сотня железных серверов, плюс десятки тысяч виртуальных машин. Возможности этим управлять еще не было. Тогда только появился Amazon, и в России еще мало кто знал, что это такое.

Мы решили, а почему бы не сделать из этого консалтинг. Когда три инженера начинают заниматься консалтингом, то выходит немного смешно. Мы умели делать что-то руками, но ничего не знали про процесс продаж, маркетинг, поиск клиентов и организацию труда. До сегодняшнего дня мы дожили во многом благодаря чуду.

Нас было три партнера. Мы с Сашей встретились в кафе, и я говорю: «Давай замутим что-нибудь!». Я был готов рискнуть некоторой суммой, он был тоже готов, и через пару месяцев мы уже зарегистрировали фирму. Я ушел с работы, третий наш партнер Никита тоже ушел с работы, и Саша присоединился к нам через полгода. Вскоре мы взяли первого сотрудника. Сейчас нас 13 человек.
Уже большая команда!
Иван: Большая это от 30 человек, когда ты уже не всех в лицо знаешь, и невозможно управлять ими напрямую. У нас же проекты достаточно мелкие — над проектом работают от 1 до 7 человек. Изначально мы не хотели «застревать» в чужих компаниях. В первую очередь потому, что это скучно. Наше дело наладить и исчезнуть, мы долго к этому шли. У нас было много клиентов, которых мы поддерживали длительное время. Как только мы уходим, весь процесс «встает», потому что они не умеют делать это сами. Это неудобно для них и не очень интересно для нас. Ни один крупный банк не позволит контролировать ключевые штуки какой-то внешней компании. Поэтому наша задача научиться это отчуждать.
Надо приобретать бизнес-компетенции. Научиться продавать и позиционировать гораздо сложнее, чем получить экспертизу в крутой области.
— А если вы заложили полгода на проект, а все растянулось на год?
Иван: У нас были разные по успешности проекты. Было и так. Помогает увлекать «бизнесовых» ребят со стороны клиента, которым можно сказать: «Ребята, тут у вас тормоза». Мы стараемся налаживать коммуникацию с клиентом так, чтобы ему хотелось поменять что-то внутри коллектива. Это занимает много времени. Успешность сильно зависит от того, насколько готовы они сами к изменениям, и от поддержки со стороны бизнеса.
— Какие у вас планы на развитие?
Иван: Мы хотим выйти в Европу. Пробовали Америку, но у нас такая разница во время, что пока трудно. Наша работа это не только код писать, но еще и с людьми общаться. А поговорить с Америкой можно только 2–3 часа в день. Поэтому мы теперь смотрим страны с 1–2 часами разницы во времени. На российском рынке будем расширяться. Хочется чуть выше подняться, в том числе в управленческий консалтинг.

Когда компании превращаются в компании нового типа, само управление меняется. Если старая корпоративная структура была иерархической, то в современной технологической компании такой явно выраженной иерархии нет, она устроена иначе. Там есть разделение по должностям, но по большому счету, менеджеры не руководят программистами. Они задают им направление, но не могут проверить — сделано или не сделано, врут ему или не врут. Поэтому тут нужен совершенно другой тип коммуникаций, другая культура внутри организации. Именно в этом направлении мы и двигаемся.
— Что бы вы посоветовали начинающим консалтинговым фирмам? Какие ошибки не стоит совершать?
Иван: Мы уже больше 5 лет существуем, и могу сказать надо приобретать бизнес-компетенции. Научиться продавать и позиционировать гораздо сложнее, чем получить экспертизу в крутой области. Сейчас я бы не начал бизнес, будучи таким, как я был тогда. То, что мы выжили первые два-три года это чистая случайность.

Консалтинг — это стремный бизнес, я считаю. Под него не дают кредиты. Большие компании, у которых проекты крупные и долгие, любят платить в конце проекта, а чем «закрывать» полгода? Когда ты инженер, умеешь кнопки нажимать, ты о финансовых проблемах вообще не думаешь. Как строить, кто твой клиент? Это тоже важная задача.

В узком сегменте просто работать, ведь ты знаешь, на кого тебе надо выйти. Но что ему рассказать и объяснить, почему ему нужна именно твоя экспертиза — это сложно. Сама по себе экспертиза никому не нужна, нужно четкое решение существующей проблемы. Мы года три определялись, какие проблемы мы решаем и что собственно мы делаем? Как эта проблема со стороны бизнеса формулируется? Пришел дядя, у него дорогой костюм, мы ему говорим: «А вот мы можем вот такую штуку сделать», а он нам: «Прикольно! И что с этим делать?».

В России не любят платить за консалтинг. У нас есть консалтинговые коллеги за рубежом, там много подобных специалистов. В других странах нормально нанимать сотрудника со стороны, когда команде кого-то не хватает. У нас же принято своими внутренними силами делать все. Это как уборка дома. У меня жена лет пять сопротивлялась тому, чтобы мы наняли уборщицу. Тут то же самое, когда проблема уже вырастет, как гора посуды в раковине, тогда, наверное, кого-то наймут.


Почему Рабочая Станция?
Иван: Мы снимали офис класса Б на Белорусской, 60 квадратов. Нас было 9 человек, но большую часть времени я там сидел один. Мы собирались раз в неделю, но остальное время никого не было. Иногда кто-то заезжал, кому скучно было. И эти 60 квадратов, не в самом лучшем месте, не самый красивый офис, за деньги, которые мы сейчас платим за Рабочку… Сейчас нас 4 фиксированных рабочих места, а остальные мы доплачиваем когда надо. Получается облачный офис, на столько, сколько пришло человек. Многие у нас из дома работают, иногда у клиента, и для нас важна возможность менять «размеры» офиса в зависимости от того, какой день.
Иван Евтухович
CEO в Express 42
express42.com

Резидент Рабочей Станции Plaza
Понравился проект, хотите познакомиться, но не знаете, как? Пишите на people@coworkstation.ru
comments powered by HyperComments